Предчувствие Нового года вот-вот материализуется и предстанет в виде пушистого деревца с кучей шаров, звездой на макушке, салатным разнообразием, мандаринами, конфетами (и ведь валяются в каждом углу!) и подарками. Желанными и не очень. И если уж взрослые как-нибудь переживут пакетики носков и очередные шампуни, с детьми этот номер не пройдет. Ребятня не отличается рациональностью: ей радости хочется - игрушек, хлопушек, бенгальских свечей и прочей новогодней мишуры.
Причём подарки – тема особая, трепетная. Помнится, мой сын, написавший письмо месяца за 4 до праздника, обнаружив под ёлкой мобильный телефон и Мистера Зубастика, сидел раскладывая подарки, и пришептывал: «Ну, спасибо тебе, Дедушка, ну спасибо…», а на лице играла глуповатая улыбка счастья. Ради таких минут любой родитель разобьется в лепешку, чтоб порадовать отпрыска.
В этом году тема подарков вдруг проявилась с другой стороны – ребенок стал хотеть то, что явно не по карману. И ведь в логике ему не откажешь – вы мне это купить не можете, а Дед Мороз принесёт то, что порошу. И попросил – динозавра Pleo.
Упс!!! И никаких слов не хватит, чтоб описать столбняк мамы, которая понимает, что динозавра ей этого не потянуть ни при каких раскладах. И ведь желание совершенно очевидно – увидел игрушку, которая мурлыкает, протягивает лапу, умильно закатывает глазки, а цена вопроса не имеет значения, вера, что всемогущий Дед Мороз это даст, самая крепкая.
Вообще, то, что происходит под Новый год с детьми, заслуживает отдельного психологического и социального исследования. Нынешнее поколение – это просто кладезь информации. В ней замешано, как в хорошем новогоднем винегрете, все: социальный статус, детские фантазии, надежды на будущее, внутренние желания…
А ведь ещё недавно, Новый год и подарки не имели такой подоплеки. всё было проще. Ведешь себя хорошо – получаешь пакет конфет и пару мандаринов. Одна мечта на всех. Вот я и решила провести историческое исследование, кто о чём мечтал под новый год, в зависимости от возраста.
Стоит напомнить, что советские труженики практически не отмечали приход нового года. А Рождество находилось под запретом, как религиозный пережиток. В 1936 году Президиум НД СССР разрешил ставить в дома ёлки и поздравлять детей с этим праздником. Однако советские дети не были избалованы и радовались возможности просто посидеть у ёлки и посмотреть на огоньки.
Ситуация не изменилась и десятилетие спустя – когда в 1947 году 1 января стал выходным днем и вся страна радостно отмечала это событие. Детям старались дарить сладости: конфеты, пряники, которые вешали на елку и печенье. И это были лучшие подарки.
Со временем благосостояние советских людей росло, и росли возможности: в 50-х уже дарили кукол, плюшевых мишек и деревянные машинки. Правда, дети понимали, что это – добрая воля родителей, и не сильно напрягали мам и пап.
60-е и 70-е годы мало что изменили в «подарочном» отношении – конфеты, шоколадки, мандарины и апельсины. Пока, внимание, никаких писем с просьбами – всё тихо и мирно…
80-е годы… Их можно считать переломным моментом. До этого дружные ряды октябрят и пионеров не допускали меркантильности в свои ряды – им было не до подарков, они дружно шли к светлому будущему. А тут, то ли это светлое будущее подернулось дымкой неизвестности, то ли Земля завершила очередной виток и сознание людей изменилось. Дети стали писать письма и просить подарки. Фантазия, правда, ещё не расцвела буйным цветом, так как на прилавках фигурировали одни и те же пластмассовые куклы и железные машины, в сопровождении резиновых зайчиков и плюшевых мишек. Но уже где-то у кого-то стали мелькать германские куклы с очаровательными мягкими лицами и длиннющими ресницами. А самое главное – у них были длинные волосы, которые можно было бесконечно расчесывать, заплетать и укладывать. Именно германские куклы стали предвестниками новогодних безумств. Примерно в это же время, советская игрушечная промышленность устала выпускать однообразные модели и начала сводить с ума детей заводными игрушками, управляемыми машинками и пистолетами. Дети тех лет в один голос утверждают, что хотя писем они не писали, но были точно уверены, что Дед Мороз знает об их потаённых желаниях.
Дети 90-х уже отсутствием фантазии не страдали. По опросу среди знакомых, большинство хотело игровые приставки и кукол Барби. (Ну, кто б сомневался? Как только эти достижения «капиталистического» мира достигли советской детворы, так она тут же пала, сраженная невиданным чудом). Правда, именно в те годы появились первые оригиналы, которые не повелись на массовую мечту, а создали собственную. В моей коллекции желаний фигурирует Маленький Живой Слоник и Волшебный Папирус Для Написания Сказок. Есть ещё желание о Настоящих Самурайских Мечах и Супер-Коньках Для скольжения По Небу.
Современные дети хотят то, что видят. И это понятно. А так как видят они очень много, то… В общем всё понятно. В хитовых желаниях этого года, как отмечет всезнающий Интернет идут настоящие роботы, интерактивные игрушки (Pleo из этой серии), куклы Винкс и Мокси, ноутбуки, сенсорные телефоны. Собственно, список можно было бы продолжать до бесконечности, но становится очевидным, что волшебные мечты исчезают из детского сознания, и если мы не хотим получить через 10 лет сугубо сухое и деловое общество, то с этим надо срочно что-то делать…