Становление всех высших психических процессов — развитие речи у детей, происходит наиболее активно в возрасте от рождения до шести лет.
Жизнь ребёнка — это сказка. Мама может продлить сказку, используя в развитие своего малыша игры: пальчиковые, речевые.
Играть с пальчиками ребёнка необходимо с самого рождения, потому что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков малыша. Играть следует медленно, повторяя текст несколько раз. Ребёнок должен научиться правильно работать пальчиками и кистью, вовремя переключаться с одного движения на другое. Если у малыша что-то не получается обязательно помогите ему. Упражнения необходимо повторять несколько раз в день.
Развивающие игры с ребёнком стоит начинать с развития зрительного внимания его к лицевой и артикуляционной моторике. Маленькие дети очень любят смотреть на лица, особенно на лица людей, которых они любят. Попробуйте менять выражения лица и издавать разнообразные звуки, чтобы у вашего ребёнка развивались зрения и слух.
Вот несколько идей, которыми вы можете воспользоваться: пойте песни, широко раскрывая рот; моргайте глазами; высовывайте язык; делайте различные движения ртом; издавайте губами различные звуки; кашляйте или зевайте, «цокайте» языком.
Часто молодые родители, глядя на детей соседей, друзей и родственников, сравнивают их со своими, и приходят к выводу, что их ребёнок достиг наименьших результатов в своем развитии. Каждому ребёнку передается генетическая информация, поэтому малыш, чьи родители начали позже говорить, скорее всего, будет развиваться таким же образом.
Взрослый лепет
«Сюсюкая» со своим малышом, вы общаетесь с ним и поощряете голосовое реагирование. Это, в свою очередь, способствует формированию речевых навыков. Постоянно говорите что-нибудь вроде: «Ты у меня такой славный малыш», «Посмотри-ка, чьи это маленькие пальчики?» Разговаривая с ребёнком в такой манере, наклоняйтесь поближе и смотрите ему в глаза.
Разговоры с малышом
Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете руки, одеваетесь и всё в таком духе. Каждый день пойте ребёнку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки. Время от времени изменяйте высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.
Как развивать у ребёнка зачатки речи?
От 0 до 3 месяцев В этом возрасте следует выполнять такие игры, как: «Пение гласных звуков» «А-а-а», «О-о-о», «У-у-у», «Ау», «Уа».
«Ручками похлопаем, ножками потопаем»
Малыша кладут на спинку и его ладошками, мягко похлопываю друг о друга в такт песенке:
— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька, бражка сладенька…
От 3 до 6 месяцев
Период певучего гуления, лепета:
«Лебедь плывет»
Плавно разведите ручки малыша в стороны и медленно певуче говорите:
Лебедь плывет,
Лебедь плывет…
После этого возьмите ребёнка за запястья и покачивайте ими, подражая движению крыльев птиц, при этом проговаривайте:
Воробьи летят,
Воробьи летят!
Чик-чирик, летят,
Чик-чирик, летят.
«Оладушки»
Возьмите малыша за ручки и то приближайте их к себе, то отодвигайте от себя, приговаривая:
Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета
— Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
(возьмите кисти рук малыша в свои)
Затеем оладушки
(коснитесь ладошек большими пальцами рук)
Испечем блинка
(«нарисуйте» своими пальцами круг на другой ладошке)
Испечем блиночки
Попотчевать дочку.
Хлоп-хлоп Съем блинок.
(Слегка похлопайте ладошками малыша по его животику).
Поговорим вдвоем
В этом возрасте дети издают множество разнообразных звуков. Имитируйте звуки, которые издаёт ваш малыш. Ведь позднее этот бессвязный лепет превратится в слова. Составляйте из звуков, издаваемых вашим ребёнком, связные предложения, например: «Ма-ма тебя очень любит» или «Овечка говорит бе-бе». Хлопайте каждый раз, когда ребёнок произносит голосовые манипуляции ма-ма, па-па, малыш будет повторять эти звуки, потому что они радуют вас.
«Ехали с орехами, в ямку — бух»
Сядьте на стул и скрестите ноги. Посадите ребёнка к себе на колени и обхватите его руками, взяв под мышки. Затем то поднимайте, то опускайте ноги, ускоряя ритм, увеличивая амплитуду подъема ног, и проговаривайте:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам,
В ямку — бух!
От 7 до 12 месяцев
Ребёнок, изучая различные предметы — гладкие деревянные бруски, пушистые игрушки, ребристые, гладкие пластмассовые кубики, связывает свои ощущения с речью. Этот период включает в себя становление певучего лепета и первых слов. Рекомендуется использовать следующие словесные игры:
«Сорока — белобока», «Звуки повсюду»
Издавайте разные звуки, активно двигая губами. Положите пальчики малыша на свои губы, чтобы он смог почувствовать движение, и:
— пожужжите, как пчела;
— помурлыкайте;
— надуйте щеки;
— покашляйте;
— почихайте.
«Пальчики»
Повторяйте стишок, по очереди дотрагиваясь до детских пальчиков. На следующей строчке помашите ручкой малыша:
Пальчик, пальчик,
Покажись!
Вот он я,
Улыбнись.
От 12 до 24 месяцев
От года до двух лет происходит развитие психических процессов. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребёнок выполнять движения пальцами, зависит уровень речевого развития. В данном возрасте берутся предыдущие игры:
«Что можно сделать с пирамидой?»
В зависимости от возможностей и потребностей вашего ребёнка, поощряйте его пробовать любой вариант из предложенных:
— нанизовать большие кольца на маленькие, маленькие на большие и так далее;
— кидать кольца;
— надевать кольца на пальцы или руки;
— вращать кольца.
Речевые игры способствуют полноценному речевому развитию ребёнка.
«Привет, ладошка!»
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
(Поочередное разгибание пальчиков).
«Мамины бусы»
Вам понадобятся: бусы.
Дайте ребёнку бусы, пусть он трогает их ручками. Покажите, как можно перебирать бусинки.
«Рисуем пальчиками»
Вам понадобятся: лист бумаги, гуашь, пальчиковые краски.
Положите перед ребёнком лист бумаги и несколько баночек с гуашью. Пусть малыш макает пальчиками в гуашь и рисует ими на листе.
Текст
Мария ШАДРИНА ,
логопед МДОУ № 146